Alex Justas, тот самый парень. (fa_sharp) wrote,
Alex Justas, тот самый парень.
fa_sharp

Category:

Брестская крепость

Но не грязь, не холод, не живая, дышащая под ногами почва были ей страшны.
Страшным было одиночество, мертвая, загробная тишина, повисшая над бурым болотом. Лиза ощущала почти животный ужас, и ужас этот не только не пропадал, а с каждым шагом все больше и больше скапливался в ней, и она дрожала беспомощно и жалко, боясь оглянуться, сделать лишнее движение или хотя бы громко вздохнуть.

Она плохо помнила, как выбралась на островок. Вползла на коленях, ткнулась ничком в прелую траву и заплакала. Всхлипывала, размазывала слезы по толстым щекам, вздрагивая от холода, одиночества и омерзительного страха.

Вскочила — слезы еще текли. Шмыгая носом, прошла островок, прицелилась, как идти дальше, и, не отдохнув, не собравшись с силами, полезла в топь.

Поначалу было неглубоко, и Лиза успела успокоиться и даже повеселела. Последний кусок оставался и, каким бы трудным он ни был, дальше шла суша, твердая, родная земля с травой и деревьями. И Лиза уже думала, где бы ей помыться, вспоминала все лужи да бочажки и прикидывала, стоит ли полоскать одежду или уж потерпеть до разъезда. Там ведь совсем пустяк оставался, дорогу она хорошо запомнила, со всеми поворотами, и смело рассчитывала за час-полтора добежать до своих.


Когда всё это началось, сейчас трудно сказать. Для кого-то в августе 34-го, для кого-то в сентябре 39-го или в июне 41-го, или даже несколько раньше. Можно спорить, какая дата важней, кому было больней. Многие и спорят.

Мы, конечно, не помним, как это было. Потому, что нас тогда ещё не было, нас там не было. Но есть воспоминания людей-свидетелей – дневники, хроники и мемуары; есть документальные кадры, художественные книги и фильмы - как и о любом другом кусочке нашей истории - о каком-то больше, о каком-от совсем мало.

Что же такое история как не набор версий, одна правдивее, другая лживее. Одной версии мы верим, так, что готовы развязать войну, а другая у нас вызывает только смех. Как понять, какая версия настоящая? И так ли важно для этого, во что мы верим - в факты или легенды?..

После долгого предисловия у нас осталось совсем мало времени на вступление – несколько минут на жаркое лето, на весёлое настроение, на танцы, на вечерний кинопросмотр. На то, чтобы поверить или нет слухам, что завтра всё изменится, что война начнётся. На сон в самую короткую ночь года, которая для многих станет ещё короче.

Стилизованные цвета, долгий проход камеры вдоль детских ножек, птичьи трели на восходе, недвижный воздух. Это всё призвано создать особую атмосферу. Атмосферу предгрозы, предвойны. А через несколько минут, без всякого перехода - уже грозы, войны - стоп-кадром, крупным планом, затемнением кадра, обесцвечиванием и грохотом - и так часы, сжатые всего в двадцать минут, должны ввести зрителя в состояние погружения в драму - в настоящую драму, случившуюся в реальности. И вводят, если не всех, то очень многих. Когда перестаёшь замечать картонные постройки и пенопластовые кирпичи, нарушения законов физики, фонтаны крови – тут можно продолжать долго – но стоп, это же кино, это набор условностей, что призван создать общее впечатление. Важны ли эти недочёты и надо ли на них заострять внимание? Да и недочёты ли это.

Большинство защитников и жителей крепости погибли или были пленены в первые несколько дней войны. Историю этих событий многие знают хорошо. Одну или несколько версий. Сейчас нас познакомили ещё с одной версией, или, лучше сказать, интерпретацией. Кто-то заметил несоответствия фактам – тот не был репрессирован, врач не застрелился, вооружение было лучше, самолёт не прилетал, убитый не оживал. Может быть, мальчик-трубач, главный герой этой истории мог рассказать, как оно было на самом деле, но много ли он видел и запомнил? Да это на самом деле и не важно, это ведь художественный фильм. Значит, все сценарные ошибки можно простить. А кто хотел точности, мог посмотреть в этом году одноимённую документальную ленту.

Я российских фильмом много не смотрю. Конечно, тот же УС-2, призванный поднять волну патриотизма, не выдерживает никакого сравнения с Брестской крепостью – ни режиссурой, ни сценарно, ни актёрскими работами. Задумывалась ли создателями «Брестская крепость» как пафосное и патриотическое кино? Мне так не кажется. Говорят, что в картине актёры хорошо играют. К сожалению, выделить какие-то актёрские работы в «Брестской крепости» для меня затруднительно. Главный герой – он ведь мальчик - обычный мальчик в реальной жизни - ещё не актёр. Остальные актёры и их персонажи – у них так мало времени, чтобы что-то о себе рассказать. Зато сколько времени отдано пролётам камеры сбоку и сверху, прокату танка по телам, бомбёжке - она была длинной в реальность, да за кадром могла и длиться. Ну, это режиссёрское дело.

Фильм получился не плохой. Лучше, чем выглядел по трейлеру. Но ничего не затронул. Это в каком-то сысмле «Пёрл-Харбор» - но только со значительно меньшим бюджетом, а «Пёрл-Харбор» - в некотором роде «Титаник» на фоне войны. Что-то в фильме до кино не дотянуло, и, как кажется, не так уж много оставалось постараться. Уделить немножко более внимания персонажам; немножко меньше кровавых сцен; оставить цветовые-световые эксперименты для «300», а спецэффекты для создания эффекта присутствия в эпических битвах «Аватара». Не вышибать слезу, не вызывать чувства электрошоком. Душа без спецэффектов видна, когда есть.

Как в той истории, где баба тонула в болоте.


Идти труднее стало, топь до колен добралась, но теперь с каждым шагом приближался тот берег, и Лиза уже отчетливо, до трещинок видела пень, с которого старшина тогда в болото сиганул. Смешно сиганул, неуклюже: чуть на ногах устоял.

И Лиза опять стала думать о Васкове и даже заулыбалась. Споют они, обязательно даже споют, когда выполнит комендант боевой приказ и вернется опять на разъезд. Только схитрить придется, схитрить и выманить его вечером в лес. А там... Там посмотрим, кто сильнее: она или квартирная хозяйка, у которой всего-то достоинств, что под одной крышей со старшиной...

Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом: шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.

«А зори здесь тихие…», Борис Васильев
Tags: movie
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments